Гарантии права на землю при изъятии

Такой сложный правовой режим земли требует выбора такого подхода к регулированию земельных отношений, который обеспечивал бы как частные интересы отдельных землепользователей, так и общегосударственные, публичные интересы. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период. Муниципальное образование может для собственных нужд выкупить земельный участок, принадлежащий на праве собственности гражданину или юридическому лицу, только при условии их согласия на выкуп. Ответы на эти вопросы неоднозначны, что обусловлено непоследовательностью самого законодателя. Выкупная цена жилого помещения (и земельного участка, находящегося в собственности), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением сторон. Базовой нормой, которая при­знает правомерность изъятия, является ст. 271 ГК, согласно которой земельный участок может быть изъят у собственника (владельца, пользователя) в случаях и порядке, предусмотрен­ных земельным законодательством. Ведь изъятию и расселению, как правило, подлежит аварийное, ветхое или другое дешевое жилье, вставшее на пути нового строительства. Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд путем его выкупа регулируется нормами гражданского и земельного законодательства. Временное занятие земельных участков возможно, например, при временной передаче земельного участка в аренду для изыскательских работ. Одна из важных гарантий прав собственника земельного участка — письменное уведомление об этом органом, принявшим решение об изъятии. При этом высказывалась точка зрения, что право пользования по завещательному отказу прекращается при изъятии у наследника жилого помещения путем выкупа(1), но это мнение прямо противоречит ст. 1137 Гражданского кодекса Российской Федерации. Анализ арбитражной практики показал, что соблюдение органом власти организационных и компенсационных гарантий при изъятии земельных участков для публичных нужд является основанием для вывода суда о том, что права и интересы лица, у которого производится изъятие земельного участка, не нарушены. Статья 64. Рассмотрение земельных споров 1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке. 2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Земельное право (Кушнир И.В.) | Меденцов А.С. Земельное право | Земельное право (Сухова Е.А.) |. Как видим, это положение имеет отсылочный характер к земельному законодательству, которое содержит ряд норм, закрепляющих основания и поря­док изъятия земельных участков, которые, однако, не система­тизированы должным образом. Обременение в виде права пользования жилым помещением лицами, отказавшимися от приватизации, отказополучателями и другими при этом сохраняется.

Смотрите также: Аренда турцией нашей земли

Видимо разработчики Жилищного кодекса исходили из того, что членов семьи, которых собственник признает таковыми, он в обиде не оставит, а бывшие Стр.56 1. Определение Верховного Суда Рос. При этом обязательной становится стадия судебного разбирательства, поскольку принудительное изъятие земельного участка для публичных нужд возможно осуществить только в судебном порядке. Собственникам земельных участков убытки возмещаются в случаях, предусмотренных подп. 2–4 п. 1 ст. 57 ЗК РФ. О возмещении убытков собственникам земельных участков в случае, предусмотренном подп. 5 п. 1 ст. 57 ЗК РФ, законодатель умалчивает. Затрагивается проблема теоретического осмысления и практического применения термина «государственные или муниципальные нужды». При этом автор обосновывает позицию о недопустимости замены данного понятия иным (в частности, таким как «общественное использование»), имеющим более широкое значение. Перечень ограничений(обременений) недвижимого имущества в данном законе является открытым. Существовала практика обоснования принудительного прекращения права собственности на изымаемую недвижимость общественной пользой намеченного предприятия. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке. При этом уведомлять собственников о предстоящем изъятии за год не требуется. Верховный Суд справедливо указывает, что такие лица не были вселены в жилое помещение собственником, а приобрели самостоятельное право пользования указанным жилым помещением. Предлагаемый в ЗК РФ подход в вопросе регулирования отношений, возникающих при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конечно же, не способствует обеспечению защиты прав собственников, земельные участки которых подлежат изъятию. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника может быть осуществлено путем выкупа. Апробация результатов исследования осуществлена также в процессе выступлений на заседаниях в отделе аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Рассмотрение и разрешение земельных споров, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется арбитражным судом и судом общей юрисдикции в соответствии с правилами о подведомственности дел, установленными процессуальным законодательством. Правила также определяют порядок определения размера убытков в отдельных случаях.

Смотрите также: Заявление на земельный участок в аренду

Приглашаем заинтересованных авторов к дискуссии по затронутым в статье Е. Ю. Журбиной вопросам.Е. Ю. Журбина, юрист юридической компании Legas, Москва Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Выкупная цена при изъятии (выкупе) земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются соглашением, заключаемым с собственником земельного участка. Представляется в достаточной степени убедительным мнение итальянского профессора Уго Маттеи о том, что «право государства на принудительное отчуждение частной собственности естественным образом вытекает из примата политики над правом, силы над принципами. Оно требует наличия сильной, независимой и надежной судебной системы, способной противостоять неожиданно обнаруживающим себя потребностям государственной власти. Кроме того, подтвердились выводы об особенностях прекращения обязательственных прав. Существует мнение, что изъятие земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд противоречит Конституции РФ. Органы местного самоуправления не обладают правом на принудительное изъятие земельных участков и отчуждение недвижимости на нем. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Если переговоры заходят в тупик, орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Инвентаризация и включение сведений в ГКН о ранее учтенных земельных участках не проводились. Необходимо исходить из того, что в результате изъятия жилые помещения переходят в государственную и муниципальную собственность, а только затем сносятся по воле нового собственника. Автор приходит к выводу о том, что самозащита при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является неюрисдикционной формой защиты, которая может характеризоваться пассивным поведением субъекта защиты, выражающимся в отказе от заключения соглашения об условиях изъятия. Как известно, отсутствие достаточно разработанной теоретической базы тормозит развитие законодательства, приводя к недоработкам в законотворческой деятельности, и, как следствие этого, трудностям в правоприменении. Соответствующие уточнения должны быть внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации. Собственник, получив выкуп за жилое помещение, вправе распорядиться полученными денежными средствами по своему усмотрению, проигнорировав то обстоятельство, что члены его семьи остаются без жилого помещения. Указанные решения принимаются: федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Похожие записи: